НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ  ИЗ ЖИЗНИ НАШИХ ОДНОСЕЛЬЧАН.
ИЗВЕСТЕН ЕЩЕ ОДИН УЧАСТНИК ВОВ (1941- 1945гг).
ФОТОГРАФИЯ 110 ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ.
Копия статьи  из моей страницы в "Одноклассниках".

-----------

   В последнее время, кроме своей основной работы, занимаюсь  разного  рода поиском в разных направлениях.  (Работаю по мере успеваемости). Может быть, в ближайшем будущем, что- нибудь да  будет написано еще в "Одноклассниках" или же на шубинском сайте.
   Также продолжаю поиск предков некоторых односельчан, которые в силу разных обстоятельств редко бывают в нашем селе, но, не забывают наше  с.Шубино и своих предков.
   Как видите,  и тема  ВОВ не остается без внимания. 
     Посчастливилось познакомиться с Натальей Гончаренко, она есть в "Одноклассниках", и держит связь с некоторыми родственниками, т.к. её предки тоже с нашей деревни. А с кем она приходится родственницей – постараюсь изложить на этой странице. И, считаю, что это довольно  интересно, в том числе, думаю,  и её сегодняшним общим  родственникам. 
     Наталья  предоставила мне несколько старых фотографий, с  некоторыми из них, с её разрешения, хотел бы  поделиться, т.к. об этими моментами  молодежь мало знакома.
     Эта история  заинтересовала  меня еще потому, что она касается моего родственника  Невретдинова Жафяра абзый(эпэр) и его жены Муршидя абстай Мухаммедша кызы.
  Муршидя апа Мухаммедшина 1906гр  - это  просто однофамильцы с нами.
    Детей и внуков Невретдинова Жафяра 1902гр  и Муршидя абстай 1906гр мы хорошо знаем, можно еще раз указать и здесь.

 Жафяр1902-1992(эпер) + жена МоршидяМухамедша кызы (1906-1993), дети :

1. Диян1931-1998 (эпер) + Фярзана ( Юсеф кызы).

2.Шамиль(эпер) (1936-1999)+ жена Венера 1941гр, дети :Абдулла1959гр, Мясум1961гр, Нурия1965гр, Шамиля1965гр

3.Эндержан1940-1983(эпер) +  Зякия Алимжан кызы ибн мулла Фазылов

4.Касым + жена Таеря Муртаза кызы, дети Шахмят и Альфия.

 

5. Халися (кечеркэн) + муж Моктяр Ахтямов ( Асия, Амир1957гр, Рушан1959, Ринат)

 

    Других братьев и сестер у Жафяра абзый 1902гр , можно посмотреть на сайте  на моей родословной по линии моего прадедушки  Невретдина Шамсетдинова 1872гр.
 
     Информацию собираю «по капелькам», и, не владея полнотой информации, пока не берусь  определиться  линией  Муршидя абстай по её матери Фяридя, но, по отцу, есть вариант, которую надо доработать.
    

 

    Сохранилась семейные фотографии, где запечатлен даже сам Мухамедша бабай  со своей женой  Фяридя абстай и детьми:   своим сыном Жафяром 1908гр и   дочерью Муршидя (1906гр), и 3-х летним  внуком   Сафой (1914гр)

 

 
 
 Как видим, Мухамедша  бабай держит книгу. Может быть, это  книга есть Коран. Значит,  он умел читать. Видимо, так и есть, т.к.  профессия его внука  Сафы  абый как начальника  базы, тоже об этом  косвенно говорит.
      Дети  Муршидя абстай помнят просто то, что у них будущая мама   вернулась  обратно из  Украины в д.Шубино будучи подростком и вышла в замуж за Жафяра абый Невретдинова.
 
      Со слов  Натальи: Мухаметша бабай  и Фяридя абстай родились в Шубино. Потом уехали на Украину - там имели меховые магазины, открыли также   лавку- магазин продуктовый. Но после революции вернулись обратно в Шубино.

    У Мухамедши бабая был внук Азиз1914гр.   У Азиза Мухамедшина 1914гр женой  является Разия Шазамова из семьи предколхоза Шазамова  Шамиля абый. Есть фото и Разии апы в молодости, а также Гульзифы Шазамовой (Мустафиной) в молодости - жены Мустафина Тагира абый(перняк), а также Шазамова Алимжана абый с семьей  в молодости  и много других интересных старых фото, от которых после просмотра получаешь  большой позитив. Только вот такие моменты в моей работе приносят удовлетворение или удовольствие  при написании родословных, а остальная часть и ответственная, и нелегкий труд.
     Часть истории этой семьи,  мы, многие, конечно же, не знали. И, думаю, даже некоторые сегодняшние потомки тоже.
    После возвращения из Киева, внук  Мухамедши бабая -  Сафа Азизович работал в г. Реутово, Московской области заведующим приемного отдела в базе. (смотрите фото).

2 фотографий  касательно Мухамедшина Сафы абзый1914гр , мной найдено по базе ОБД.МЕМОРИАЛ, где написано , что он « младший лейтенант  Мухамедшин Сафа Азизович 1914гр.

 

Теперь остается  основной вопрос: Кто является отцом у Мухамедши бабая-  такого главы семьи? Кто у них предки?

    Наверное, Наталья тоже  заинтересована в  своих дальних предках.
Поэтому, для начала надо было ответить на вопрос:  в каком доме в Шубине жили родители Муршидя апы? Кто у них соседи?  На эти вопросы сначала  даже не смогли быстро ответить сегодняшние старшие потомки Жафяра абый, и только потом удалось выяснить некоторые моменты.
    Мое любопытство и мой  вопрос старожилам  привело  к следующим моментам.
Дважды поговорил с Ринатом Ахтямовым, который узнавал некоторые данные у своей матери Халисятэй.
   Пришлось мне связаться опять   с  Асьма апа из Ленинграда, которая  сообщила мне следующее:
« Муршидя абстай Мухамедша кызы вышла из семьи, хозяйство которой было расположено  между переулками « болгар тыгырыгы» и «белен тыгырыгы». А именно, их дом был расположен между  домами Давлетбаева Садека абзый(тяптя) и  нынешним домом Хасяна абый  Фейсханова(болгар).  Прозвище у Мухамедши  было «маша».

 

Да, эти моменты  являются  тоже подсказками  для  моего дальнейшего поиска  как по этим личностям, так и по другим семьям – соседям из этого участка.
Кроме того, известно, что  Мухамметша бабая был брат Жиганша.
    А также Мухамедша бабай воспитал сироту  - другого Жиганшу, у которого  был сын  Харис 1911гр,  который погиб в ВОВ, и у него  сын - Солтан абый Жиганшин, т.е. Бэюк Солтаны.
       О семье последнего мы уже знаем немало.  Не будем акцентироваться.
    Кроме того, отмечу и помним, что и Жиганшин Солтан абый и его отец Харис 1911гр занимались фотографиями. Они снимали односельчан и не только.
 Солтана  Жиганшина я уже знаю лично. О  дружбе моего отца Мясума  с Солтаном Жиганшиным -  я написал был в одной из своих статей на шубинском сайте. Это статья № 107 КУНАКТА
ҺӘМ КУНАКТАН СОҢ, где изложены практически реальные  события того времени, в том числе  занятие фотографиями в этих семьях.
     В 1975 г мой отец купил фотоаппарат ФЭТ, а вот фотоувеличитель и прочие принадлежности временно взял у Солтан абзый. Так и мы научились к фотоделу, благодаря к чему появились потом  и наши памятные  фото 1975- 1985гг.


    Опять вопрос. Ну кто мог иметь  фотоаппарат в те послереволюционные годы?
Только люди состоятельные, продвинутые, смотрящие немного вперед и т.д.
    В то же время, возвращаясь к опекунству Мухамедши бабая над Жиганшой ( дедом Солтана абзый) , можно представить, что они- возможно родственники.  В те годы,  просто так не стали бы усыновлять. Для ответа на этот вопрос -  надо изучать предков у них и межродственные связи. 

Возвращаясь к вышеуказаному жилому участку между переулками, со слов Асьма апы из Ленинграда также  известно, что между домами Исхакова Абдуллы (керпек) и Азизова  Абдулхая (кайка) -  был такой же 2-х этажный дом у шубинца некоего  Аляутдина Сябитова. Потомков уже ныне мы не знаем. Звали его «Сябит Аляуы». Это еще одно открытие  и подтверждение моего совсем другого анализа – по Исхаковым Абдулла (керпеклэр) и учителя  Юсипова Баки абый.  Вероятная  родственность Исхаковых и Юсиповых  с вышеуказанными  лицами   и  местоположение  его хозяйства еще  больше подтверждают мой анализ касательно родословной   Исхаковых и Юсиповых.
   А вот кто был отцом у Мухамедши бабая – вопрос для дальнейшего изучения. Не буду торопиться. Но и «на блюдечке не преподнесу».
   Если  на основе собранного материала начертить схему родственных связей, то получиться следующее.  

 

Азиз должен родиться не позднее 1890-х годов, а сам Мухамедша  должен родиться не позднее 1870-х годов. Возможно, оба еще раньше. Значит, Мухамедша  должен быть в ревсказке 1864г.  В ревсказке 1864 г есть один единственный Мухамедша из очень интересной семьи, который связан  после бракосочетания  с дочерью муллы Ишмухаммята  Узбекова (1799-1870). Поищем, сопоставим.  Только такие семьи  в те годы могли позволить себе  поездки в другие города, иметь магазины, фотоателье  и т.д.
--------------

    Изучить каждый жилой участок, расположенный между двумя  переулками - это  большой труд и удовольствие. А таких в Шубине несколько десятков, Такой большой  анализ проделан мной почти на полдеревню, и он есть на шубинском сайте.

   Чтобы попробовать вычислить путем сопоставления предков   Мухамедши бабая, попробую анализировать следующим образом. Пусть это будет как наши вспоминая и информация  для будущих шубинцев как часть нашей истории.

 

    Итак,  отметим: кто на этом жилом участке между переулками «болгар тыгырыгы» и «белен тыгырыгы»   жил  постоянно от момента от момента образования деревни, а кто  прибыл позже.

Из постоянных семьи  предков:

1. Исхакова Абдуллы ( керпек)

2. Азизова Абдулхая и Алимжана
3. Давлетбаева Садека (тяптя) . 

4.  Аляутдина Сябитовва-  старый житель , умер уже давно. Моё поколение его уже не знает, но моя  мама Хава 1939гр чуть помнит. Он имел такой же  дом, как и у Азизова Абдулхая абый - первый этаж из красного кирпича.  Такое в то время  могли построить только состоятельные хозяева.

5.  Постоянным жильцам этого участка относим и предков  Солтана Жиганшина (мастера на все руки - фотограф, кузнец, радиомастер и т.д.). Именно связь моего  отца  Мясума  с Солтан абзый, стимулировали моего отца на те же любительские занятия,  что были у Солтан абзый.
       Интересно еще другое: дом у родителей Солтан абзый первоначально был именно между домами Исхакова Абдуллы (керпек) и Азизова Абдулхая. Только потом  Солтан абзый  Жиганшин со своей мамой Бэюктэй ( Бедрижан) перебрались на другое место, т.е. туда,  где сейчас хозяйство и дом Фейсханова Хасяна абый ( болгар).

 

     Со слов моей мамы Хава, снохой  у Бэюктэй (Бедрижан) Рамазанова (1917-1969) была Зеркэй. .  Это имя, скорее всего, от имени Зерифя, по нашему еще Зарипя. Это имя Зерифя ассоцируется у меня  с Саберовым Жалялом и его сыном Зинур абый ( сайкын). Именно  эта семья Саберовых  жила прежде рядом  с  семьей  изучаемого нами Мухамедши  бабая и Солтана Жиганшина.  Значит, предки Саберов Зинура абый (сайкын), Зерифя абстай, Жиганша Солтан абый как- то связаны родственными узами. Нет, не обязательно  по отцовским линиям, а скорее всего после бракосочетаний. 

 

Мне известно от Разиятэй Сетдек кызы ( митяк), что  бабушкой у Зинура абый Соберова   является  Зарифя Невмятулла кызы (Зарипэ). Именно эту Зарифятэй  может быть назыавали «Зеркей», но  у меня нет до конца уверенности.
 Зарифятэй - это сестра Невмятулла Мифтяхетдинова
 (1886-1962) (митяк) ,  а Невмятулла и Азизбай (баланды) - это братья.  Дедушка  Зинура абый (сайкын) - Сабер абзый  женат на Зарифя абстай Мифтяхетдиновой.
 
     Интересно еще и другое:  что раньше из- за многочисленности в семьях, некоторые ходили ночевать к соседям и родственникам, из семьи Азизбаевых Каюм абый (1914-1992) нередко бывали в семье именно у Бэюктэй.  

    Заканчивая мысли по  Саберову Жалялу могу сказать, что он был деловым человеком. Дружил с моим дедом Мухамметшой Садековым (1910-1942), и они в расцвете своих сил, еще до войны 1941г,  ездили в Москву и покупали для перепродажи вещи, в том числе старье. И у  моих предков тоже  был небольшой магазинчик из красного кирпича, которого потом разбирали на  строительство  фундамента под будущий домик   для брата Мухамметши - для Муртазы Садекова-  отца Зиннэттэй (мазай) и Таеря апа (эпэр).
Мной найдено одно сообщение (справка из арзамасского дела) касательно Соберова Жаляла абый. Могу передать её только его близким.

    Вот такой расклад получается.   

   Конечно же, этим мой анализ не ограничивается по этим семьям, если даже  закончить, то будут переданы только по назначению.


----------------------
      Эту тему  поиска попробовал объединить с  моими  другими  предыдущими поисками, указанными  уже на шубинском сайте - с    переселенцами  в г.Киев, в Финляндию-Хельсинки и т.д.  В частности, об этих моментах есть уже в шубинском сайте в статье №46, где наши шубинские семьи выезжали  еще в 1850-ые годы в другие города.


     Буквально недавно, паралельно поиском предков  этой семьи Мухамедшиных Муршидя абстай, поинтересовался с прабабушкой  Измайлова Рината (мэмэз), у которого  рыбушкинская прабабушка вместе  своей семьей   побыла на землях Финляндии, т.к. она там родилась.  Пришлось обратиться с одним моим вопросом  по этой теме и к  имаму в Финляндии. Ответ получил быстро. Но из наших некоторых «российских»  имамов – нет вовсе ответа. Некоторые из них  недосягаемы для простых людей.
------------
    Мне думается, как  по предкам  Мухамедши бабая  и  прабабушки  Измайловых Рината (мэмэз)  не все ресурсы изучены. Просто на всё нужно время и архивные документы. Часть из них, думаю, может удастся  найти в нашей группе
«Генеалогия нижегородских татар» в соцсети «ВКОНТАКТЕ», а часть в архивах.

 

    И еще. Благодаря  совместной  моей работе в наших поисках  с Русланом Ижбулатовым, найдены недалекие предки за 19  век у одного выходца из д.Андреевка , Сергачского района. По-моему, эта находка  дает возможность   дальнейшего   поиска. Речь идет о семье Лагуновых из с Андреевки, Сергачского района. Поиск продолжается.
---------------
И еще. Недавно, начали с Русланом Камаевым поиск предков нашего земляка – кочкопожаровца  Ахмета Саттарова  - тоже человека необычайной судьбы. Могу уверенно  сказать, что  написать полную родословную по Ахмету Саттарову получится, уже собран материал и зацепились за ревсказку 1864г. Это анализ  не заказ какой-нибудь, а просто наша общая  любительская работа. И, думаю,  об этом будет наша с Русланом Камаевым совместная статья о родословной.  Не буду забегать вперед.

 

---------------
   Кроме того, хочу отметить: те, кто обратился мне за помощью и к  кому обещал  поискать, никто не выпал из моего поле зрения. Я всех помню. Постараюсь в ближайшие дни напомнить: о ком идет речь. Чтобы они не думали, что они остались без ответа.

Помните, ищите, найдите, почитайте предков - связь обязательно должна быть. Пусть они  не исчезают бесследно.

М.Максут.  24.09.19г

Мухамметшин
Максут
Мясумович.